Функции Сети знаний Ключевые слова: Книга знаний, Миста, mista, описание, сеть знаний
1. Классифицирующая
Книга знаний: Сеть знаний может быть использована как классификатор (рубрикатор) статей Книги знаний или взятых из интернета. Каждое понятие является рубрикой. Переход от рубрике к рубрике реализуется через навигацию по сети по связям.
Иерархическая классификация является частным случаем, если задействовать связи только типа "есть, является".
Если наполнить сеть знаний программными идентификаторами из синтакс-помощника и задействовать несколько типов связей (относится, есть, свойство, метод, событие), то можно реализовать сетевой аналог синтакс-помощника. Дополнительное преимущество перед обычным СП будет заключаться в перекрестных ссылках (по аналогии с гипертекстом).
Иерархическая структура не всегда полезна. Например, в 1С:Предприятии 8.0 у объекта ТабличноеПоле есть метод Развернуть, который предназначен для разворота строки дерева значений, отображаемого в табличном поле. Человек хочет развернуть строку программно и копается в разделе "Универсальные коллекции значений => Дерево значений", а должен копаться в разделе "Интерфейсные => ЭлементыФормы => ТабличноеПоле => Методы => Развернуть". Т.е. иерархия иногда мешает решению конкретных проблем. Если бы между этими понятиями была связь, причем именно от дерева значений к табличному полю, то решить проблему было бы легко.
2. Познавательная
Сеть знаний будет полезна для новичков в какой-то области, вообще в 1С или в v8, в частности. Начиная с тех понятий, которые он уже знает, человек может по связям перейти к связанным по смыслу понятиям, прочитать их описание, перейти по ссылкам к статьям, которые относятся к понятию (см. функцию №1).
3. Поисковая
Сеть знаний может помочь человеку правильно сформулировать поисковый запрос (более точно подобрать поисковое слово). Правильно выбранное поисковое слово должно быть достаточно распространенным, чтобы в результат запроса хоть что-то попало, и достаточно редким, чтобы не было кучи мусора (нерелевантных ссылок).
Например, сейчас при поиске по форуму www.forum.mista.ru выдаются уточняющие слова на основе простого статистического подхода - по частоте употребляемости рядом с искомым словом. Представьте, что будут выдаваться слова-уточнения действительно связанные по смыслу с искомым. Это возможно, если сеть будет достаточно обширной.
Сеть знаний можно использовать и в самом поисковом алгоритме. Например, реализовать Query Expansion, т.е. поиск не только по заданному поисковому слову, но также по словам, связанным с ним какими-то связями. Кроме того, результат поиска можно упорядочивать с учетом сети знаний, чтобы наиболее релевантные ответы были в первых строчках списка.
4. Отвечающая
Это самая интересная функция сети знаний, которая заключается в том, что пользователь может задать вопрос и сеть знаний на него ответит. На самом деле эта функция одной сетью не реализуется и нужна некая алгоритмическая часть - Система управления знаниями (СУЗ, по аналогии с СУБД). Именно СУЗ будет выполнять запрос человека, обрабатывая сеть знаний.
Сложность вопросов, конечно, сначала будет ограничена. Например, это может быть простой поиск по шаблону:
Вопрос: "1С:Предприятие" - есть - что?
Ответ: платформа автоматизации, система программ.
В дальнейшем можно перейти к более сложным вопросам. Например, "как связаны понятие Х и понятие Y?" Система должна найти наиболее короткий маршрут или все маршруты от X к Y. Например, человек не знает, как отобразить дерево на форме? Формулируем вопрос для СУЗ: Как связать "Форма" и "Дерево значений"? СУЗ ищет маршрут и находит что-то типа:
ДеревоЗначений -> тип -> ИсточникДанных -> свойство -> ТабличноеПоле -> есть -> ЭлементФормы -> размещается -> Форма
Прощелкав по этим понятиям можно узнать, что это такое (функция №2), выйти на соответствующие статьи (функция №1) или ветки форума (функция №3). |